Здесь я хочу поделиться своим опытом, полученным в результате проверки нескольких тысяч макетов на протяжении последних лет. К сожалению, статистика неумолима и она свидетельствует о том, что более 90% макетов приходят с ошибками, оставшиеся 10% процентов – это макеты от рекламных агентств и опытных дизайнеров.
Итак, приступим.
- Ошибка номер один – отсутствие вылетов или как их еще называют bleeds.
Вылеты – это элементы изображения, выходящие за обрезной размер документа, если вы делаете листовку или буклет в формате А4 (210х297 мм) то подложка должна быть минимум 214х301мм.
Причем артборд в Illustrator или размер страницы в CorlDraw должен быть именно А4. Для листовой продукции или визиток достаточно иметь запас под обрез с каждой стороны в 2 мм, для многостраничных изданий лучше делать 3-5мм.
- Ошибка номер два – цветовая модель документа не CMYK, сейчас в основном все макеты готовят для интернета, в этом случае вы работаете в цветовой модели RGB, а все основное полиграфическое оборудование работает в цветовой модели CMYK, причем в России используется европейская модель - это профиль Fogra 39. Есть исключения и нюансы, но это предмет для отдельной большой статьи, или маленькой книги.
- Ошибка номер три, не верный черный цвет. Да, обычный черный цвет бывает разным, и для разных условий нужен разный чёрный цвет. Если вы набираете мелкий текст кеглем до 16 пунктов, то вам надо использовать 100% black. Если же вы хотите получить глубокий черный фон, то вам лучше использовать составной черный цвет. Точную процентовку можно узнать в каждом конкретном случае, для разных машин это сочетание немного отличается, но если вы возьмете CMYK 50-50-40-95, то с большой долей вероятности вы не ошибетесь.
- Ошибка номер четыре, контур реза или выборочный лак на печатном слое. Все что находится на печатном слое печатается на цифровой или офсетной печатной машине, все дополнительные элементы должны быть вынесены на отдельные слои или идти отдельным файлом pdf со своим названием CUT для контура реза, LACK для выборочного лака.
- Ошибка номер пять, общая сумма красок более 300%. Для разных условий печати сумма красок может быть разной, но лучше чтобы при цветоделении картинок в самых темных областях общая сумма красок CMYK не превышала 300%. Вспоминаем предыдущий пункт, для получения насыщенного черного цвета нам достаточно всего 235%. Что произойдет если вы все цвета сделаете по 100%? У вас при офсетной печати будут отмары на страницах, краска просто не впитается полностью в бумагу и перейдет на лист, который ляжет сверху, при широкоформатной печати краска тоже не будет успевать высыхать, а тонер в ЦПМ может не полностью запечься.
- Ошибка номер шесть, не оптимальное разрешение изображений. Тут существуют две крайности, слишком маленькое или слишком большое разрешение. В общем для цифровой и офсетной печати оптимальным разрешением считается 300 dpi. При этом разрешении вы получаете качественную картинку при печати и не слишком большой размер файла. Больше в данном случае не значит лучше если вы в листовку поместите 10 фотографий, снятых на современный фотоаппарат, то разрешение каждой получится примерно 4000 dpi, и файл будет иметь объем более 100 МБ, причем растровый процессор обрежет разрешение всех картинок более 400 dpi автоматически, и не всегда это происходит лучшим образом. Когда вы готовите изображение для широкоформатной печати, например для баннера на стене дома, то там более чем достаточно разрешения 100 dpi. Обратная ситуация с картинками из интернета. Они как правило оптимизированы для быстрой загрузки и сильно зажаты. При использовании таких картинок при печати будет низкое качество и как правило заметны артефакты сжатия.
- Ошибка номер семь. Использование для полиграфических макетов онлайн редакторов типа Figma или Canva. Как правило макеты из этих редакторов не пригодны для печати, от слова совсем. Да существуют методы это переделать или исправить, но такая работа по стоимости сопоставима со стоимостью создания макета с нуля. Используйте пожалуйста подходящие инструменты. Это пакет от Adobe или Corel Draw. Все остальные макеты требуют дополнительной, зачастую дорогостоящей обработки.
Это основные ошибки, которых легко избежать, и которые сложнее всего исправить.